Адаптивная физическая культура – это вид физической культуры, которая, с одной стороны, адаптирована для людей с ОВЗ (с двигательными, ментальными расстройствами и пр.), а, с другой стороны, она увеличивает возможность адаптации людей с отклонениями в здоровье к жизни в обществе.
За счет развития мышечной и сенсорных систем улучшается самоконтроль и управление своим телом, что положительно сказывается на освоении социально-бытовых навыков и самостоятельности.
Благодаря занятиям в группе, взаимодействию с тренером и сверстниками улучшаются навыки коммуникации и социализации.
Также на тренировках отрабатываются навыки самообслуживания, умения выражать просьбы, следовать инструкциям, умение ждать своей очереди и команды тренера.
Адаптивная физическая культура включает как минимум три крупных области знания — физическую культуру, медицину, коррекциоппую педагогику.
Занятия адаптивной физической культурой для детей с расстройствами аутистического спектра особенно важны, так как они способствуют снятию эмоционального напряжения, развивают имитационные способности, навыки произвольной организации движений, помогают не только физически развить ребенка с РАС, но также и развивают коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в коллективе. Адаптивная физкультура развивает навыки адаптации ребенка с аутизмом к жизни в обществе через его социализацию.
Адаптивная физическая культура предназначается для восстановления и сохранения здоровья у людей, страдающими от устойчивых нарушений жизнедеятельности, а также для интеграции их в социальную среду. У адаптивной и общей физкультуры есть существенные отличия.
Так, первая предназначается для инвалидов или людей с ограниченными возможностями, вторая же подходит для всех слоев населения.
АФК - что это?
Адаптивная физкультура отличается от общей, по этой причине применяется только к пациентам со стойким нарушением здоровья. В методологии различают следующие главные функции общеразвивающей физической культуры:
1. Оздоровительная - комплекс упражнений подбирают согласно индивидуальных возможностей человеческого организма, возраста и прочих аспектов;
2. Воспитательная - реализуется в распространении и агитации здорового образа жизни;
3. Образовательная - ее суть в подаче теории и практики курса оздоровительной физкультуры специально обученными тренерами на базе проверенных методологических и экспериментальных сведений.
Главные задачи, которые стоят перед АФК
1. Подготовить организм к нагрузкам
2. Улучшить физические показатели у детей-инвалидов
3. Дать пациенту свободу выбора понравившегося вида спорта и формы физактивности
4. Найти индивидуальный подход к каждому пациенту, который в этом нуждается
5. Создавать спортивные команды, учитывая нозологические команды
Конкретные навыки, на которые направлен данный метод
1. Формирование основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.
2. Развитие координационных способностей.
3. Развитие физической подготовленности.
4. Развитие профилактика соматических нарушений: - формирование и коррекция осанки.
5. Развитие познавательной деятельности и социально-коммуникативных навыков.
6. Формирование умений играть в комадные спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол и взаимодействовать в играх в паре (большой и настольный теннис, бадминтон).
Помимо этого, АФК предназначена для пропаганды среди людей с ограниченными возможностями здоровый образ жизни. Речь идет о занятиях адаптивным спортом, правильном питании, режиме отдыха, труда, а также гигиене.
Предназначение АФК
Нередко адаптивная физкультура становиться той возможность инвалидов, которая поможет им стать полноценным членом социума. При занятиях и соревнуясь с людьми, у которых похожие проблемы, человек способен реализовать себя как индивид, полноценно развиваться, добиваться определенных успехов и научиться взаимодействовать в обществе.
По этой причине, основная цель такой физкультуры - адаптации человека с ограниченными возможностями в социальной среде, к труду. С учетом индивидуальных физических возможностей пациента, уровня подготовки профессионалов и наличие нужных материалов, ставятся разные задачи АФК. Но главное направление все равно не меняется. Речь идет о:
1. Коррекционно-компенсаторной работе над определением физических отклонений. Зачастую ее проводят по основной болезни или по сопутствующим проблемам. Так, в случае с ДЦП, основное внимание уделяется не только развитию мышц, суставов, координации, а и зрению, речевому аппарату, а также другим проблемам, которые были выявлены со здоровьем.
2. Профилактике. Ее суть в проведении мер, которые помогут улучшить общее самочувствие пациента, повысить его силы и возможности, укрепить иммунитет.
3. Образовательной, воспитательной и развивающей задачах. Они также важны и помогают людям с ограниченными возможностями принять физактивность как каждодневную и неотъемлемую часть жизни, познакомить с культурой спорта, правилами поведения в команде на этапе проведения соревнований.
4. Психологических проблемам. Часто случается так, что инвалид не уверен в себе, не может контактировать с другими людьми и не понимает свое место в обществе. Эта задача поможет справиться с этими сложностями.